Разъяснение законодательства

i (15)

Разъяснение норм Налогового кодекса

 

С 1 января 2015 года вступившим  в силу Федеральным  законом  № 284-ФЗ от 04.10.2014 «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах  на имущество физических лиц» (далее –  Федеральный  закон  №284-ФЗ) предусматривается введение налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости, которая максимально приближена к рыночным ценам.   Отмечено, что введение налога от кадастровой стоимости будет поэтапным в течение 5 лет: установлен переходный период до 2020 года, во время которого расчет налога будет осуществляться с учетом понижающего коэффициента. Коэффициент будет умножаться на разницу между налогом, исчисленным исходя из кадастровой стоимости, и налогом, исчисленным исходя из инвентаризационной стоимости. В 2015 году коэффициент составит 0,2, в 2016 году  – 0,4, в 2017  году- 0,6, в 2018 году – 0,8. В 2019 году налог будет исчислен  без учета понижающего коэффициента.  Ставки налога определены  статьей 406  Налогового  кодекса РФ (в ред. от 01.01.2015), однако правовыми актами представительных органов муниципальных образований базовая налоговая ставка может быть повышена с 0,1% до 0,3% или понижена до нуля.

 Таким  образом,  процентная ставка налога будет установлена муниципальный  представительным  органом  каждого  из  муниципальных образований. Кроме этого, возможно установление дополнительных налоговых льгот, основание и порядок их применения.   Лицо, имеющее право на налоговую льготу и владеющее несколькими объектами из одной категории, вправе выбрать объект, в отношении которого будет представляться льгота. Об этом необходимо будет уведомить налоговый орган до 1 ноября года, являющего налоговым периодом. Если такое уведомление не будет представлено, налоговый орган предоставит льготу в отношении объекта с максимальной исчисленной суммой налога.  Налоговые извещения об уплате нового налога, исчисленного от кадастровой стоимости, граждане получат в 2016 году, и подлежат оплате   до 01 октября 2016 года.

Каков порядок организации плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых контролирующими органами?

 

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ N 294 от 26.12.2008 г.) проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В распоряжении обязательно должно быть указано:

1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности;

4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;

6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

7) перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;

8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

9) даты начала и окончания проведения проверки.

Стоит особенно отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ N 294 от 26.12.2008 г. проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

В случае проведения внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 ст. 10 ФЗ N 294 от 26.12.2008 г., юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Заверенные печатью копии распоряжения или приказа о проведении проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя вручаются под роспись должностными лицами контролирующего органа, проводящего проверку, руководителю (уполномоченному представителю юридического лица), индивидуальному предпринимателю (его уполномоченному представителю) одновременно с предъявлением служебных удостоверений.

Также по требованию подлежащих проверке лиц должностные лица контролирующих органов обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий. По просьбе руководителя (уполномоченного представителя юридического лица), индивидуального предпринимателя (уполномоченного представителя) должностные лица контролирующих органов обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, используемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности.

 

Прекращение срочного трудового договора

Статья 79 Трудового Кодекса Российской Федерации устанавливает порядок прекращения срочного трудового договора в связи с истечением его срока.

Работодатель, решивший расторгнуть с работником трудовой договор в связи с истечением его срока, обязан не менее чем за три календарных дня в письменной форме предупредить об этом работника. Работник не вправе настаивать на продолжении трудовых отношений, если работодатель принял решение о расторжении трудового договора в связи с истечением срока его действия. Однако в тех случаях, когда срок трудового договора истек, но ни одна из сторон не потребовала его расторжения, а работник продолжает работу и после истечения установленного срока, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу, и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок. Последующее его прекращение возможно только на общих основаниях.

При заключении трудового договора на время исполнения обязанностей отсутствующего работника днем его окончания (прекращения) будет являться день выхода отсутствовавшего работника на работу.

Если срок трудового договора определен не периодом времени, а сроком выполнения определенной работы, основанием его прекращения будет являться завершение этой работы. Трудовой договор в этом случае прекращается с даты, с которой работа признается выполненной (завершенной). Факт завершения работы удостоверяется соответствующим документом, например актом приемки.

Если трудовой договор заключен на время выполнения сезонных работ, основанием его прекращения будет являться окончание сезона, определяемого в соответствии с перечнем сезонных работ, определяемых отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, заключаемыми на федеральном уровне социального партнерства.

В соответствии с пунктом 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2, если работник, с которым заключен срочный трудовой договор, был незаконно уволен с работы до истечения срока договора, суд восстанавливает работника на прежней работе, а если на время рассмотрения спора судом срок трудового договора уже истек, суд признает увольнение незаконным, изменяет дату увольнения и формулировку основания увольнения на увольнение по истечении срока трудового договора.

Таким образом, в случае незаконного увольнения истечение срока трудового договора не дает оснований для восстановления работника на работе.

Конституционный Суд РФ в определении от 15 июля 2010 года N 1002-О-О подчеркнул, что прекращение трудового договора в связи с истечением срока его действия соответствует общеправовому принципу стабильности договора; работник, давая согласие на заключение трудового договора в предусмотренных законом случаях на определенный срок, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного периода, в том числе в связи с выходом на работу работника, за которым в соответствии с действующим законодательством сохраняется место работы (должность).

Ответственность за заведомое оставление без помощи лица в опасном для жизни состоянии.

Статья 125 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние.

Санкция статьи предусматривает наказание в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо принудительные работы на срок до одного года, либо арест на срок до трех месяцев, либо лишение свободы на срок до одного года.

Преступление состоит в бездействии, выразившемся в оставлении без помощи лица, которое находится в опасном для жизни или здоровья состоянии, лишено возможности принять меры к самосохранению. Эта невозможность связана смалолетством, старостью, болезнью, беспомощностью. Виновный должен сознавать указанные выше обстоятельства. Если же лицо добросовестно заблуждалось относительно возможности и способности потерпевшего принять меры к самосохранению, ответственность по данной статье исключается.

Ответственность по ст. 125 УК РФ статье наступает при наличии двух обязательных условий: а) виновный имел возможность оказать помощь лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, и б) был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние. Оба условия тесно связаны. Поэтому для квалификации не имеет значения, существовала ли в случае оказания помощи какая-либо опасность для самого виновного. Важно, что возможность оказания помощи была.

Преступление считается совершенным самим фактом уклонения от оказания помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии, независимо от наступления каких-либо реальных последствий. Лицо совершает деяние в форме бездействия, с прямым умыслом, сознавая, что оставляет потерпевшего в опасном для жизни состоянии.

В судебной практике не квалифицируют дополнительно по ст. 125 УК РФ действия лица, которое поставило другое лицо в опасное для жизни или здоровья состояние в результате покушения на убийство или умышленного причинения вреда здоровью, поскольку считается, что оставление в опасности охватывается составом названных преступлений.

Административная ответственность за неисполнение требований законодательства о банкротстве. К сведению предпринимателям…

 

Согласно ч. 5 ст. 14.13 КоАП РФ неисполнение индивидуальным предпринимателем обязанности по подаче заявления о признании индивидуального предпринимателя банкротом в арбитражный суд в случаях предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 тысяч рублей.

В соответствии с ч.1 ст. 28.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.13 КоАП РФ возбуждаются прокурором.

Основанием для привлечения предпринимателей к административной ответственности по указанному составу правонарушения является неплатежеспособность, которая устанавливается на основании материалов представленных прокурору органами Пенсионного фонда РФ, налоговой службы, Фонда обязательного медицинского страхования.

Задолженность у предпринимателя по обязательным платежам (налоги и взносы) за прошедший платежный период (в 2014 году – за 2013 год) свидетельствует о его неплатежеспособности, при таких обстоятельствах предприниматель обязан в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании себя банкротом.

В случае если этого не сделано, имеются основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности за бездействие, то есть за неисполнение обязанности по подаче заявления о признании себя банкротом в арбитражный суд.

Поскольку возбуждение административного производства по данной норме – исключительная компетенция прокурора, то контролирующие органы направляют материалы прокурору, который при их обоснованности возбуждает административное производство и направляет его для рассмотрения в арбитражный суд.

Обращаем внимание предпринимателей на указанные разъяснения административной ответственности за неисполнение требований законодательства о банкротстве при неплатежеспособности в целях исключения фактов бездействия как по обращению с заявлением в арбитражный суд, так и по уплате обязательных платежей.