Привлечение наставников к участию в профилактической работе с несовершеннолетними

Привлечение наставников к участию в профилактической работе с несовершеннолетними,

состоящими на учете, совершившими правонарушения, семьями «группы риска»

Ответственные за исполнение: КДН и ЗП

В целях совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, внедрения эффективных методов организации профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящихся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации, обеспечения социально-правовой защиты детей, соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», законом Ставропольского края от 08 ноября 2005 г. № 51-кз «О порядке создания и осуществления деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ставропольском крае».

 

Уважаемый наставник!

Проблема подростковой девиации, подростковой криминализации, к сожалению, актуальна для России. Все государственные, общественные институты заинтересованы в развитии деятельности, способной стабилизировать ситуацию в данном направлении. Дети группы риска – это та категория детей, подростков, которая в силу определенных обстоятельств более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной их дезадаптации. Им необходима действенная эффективная помощь и поддержка в современном мире.

В последние годы в России возросла численность подростков, для которых цель жизни сводится к достижению материального благополучия любой ценой, к наживе любыми способами. Труд и учеба утратили общественную ценность и значимость, стали носить прагматический характер — больше получать благ, привилегий и меньше работать и учиться. Такая позиция подростков приобретает все более открытые и воинствующие формы, порождая новую волну потребительства. Положение с поведенческими девиациями усугубляется еще больше экономической ситуацией в стране. В России значительно возрос уровень подростковой преступности в сфере социально-экономических отношений, где объектом преступления является право собственности, имеющее исключительное значение в жизнедеятельности граждан, общества, государства. Для многих подростков характерна ориентация на личное материальное благополучие, на действие по его обеспечению, на жизнь по принципу «как хочется», на самоутверждение любой ценой и любыми средствами. В этих случаях ими руководит не корысть и стремление удовлетворить свои потребности преступным путем, а привлекает сам процесс совершения преступления, участия ради компании, чтобы не прослыть трусом и т. п. Попадание подростков в «группы риска» неразрывно связано с нарушениями взаимосвязей с социальным окружением. Семья как институт, основанный на

природных стремлениях и действиях человека, удовлетворяющий насущные

потребности человека теряет свои функции. С экрана телевизора мы слышим о насилии в семье, о семье алкогольной и наркотически зависимой. Подросток, нуждающийся в «живительной влаге», растущий в таких «пустынных» условиях вряд ли станет прекрасным цветком, цветущим и благоухающим. Подросток, подвергающийся насилию, из жертвы превратится в агрессора, имеющих пьющих родителей, к сожалению, идентифицирует себя с ними, так как они для него значимые взрослые.

Как помочь подростку группы риска социализироваться?

Уже давно известно, что традиционные методы воспитательного воздействия на подростка группы риска не дают желаемого результата. Поиск эффективных методов и приемов воздействия на подростка актуальная проблема, перед которой оказывается современное общество. Убеждение и личный пример, моральная поддержка и укрепления веры подростка в свои силы и возможности, вовлечение в интересную деятельность и др. все эти приемы, безусловно, способствуют социально-одобряемым формам поведения. Кто же может помочь подростку оказавшемуся в группе риска? Кто тот значимый взрослый или сверстник, наставник который может понять, принять, помочь направить?

Наставничество — волонтерский вид деятельности социально активных людей готовых понять, принять и помочь. Наставничество можно рассматривать как метод психолого-педагогического сопровождения подростков групп риска.

Метод наставничество – способ непосредственного и опосредованного личного влияния на человека (подростка). Добровольчество существует везде, где есть люди, которые заботятся о других и о проблемах общества. Наставничество сложный процесс добровольческой (волонтерской) деятельности и может рассматриваться, как способ:

  • строить социальные отношения;
  • применять на практике свои моральные и религиозные принципы;
  • получать новые навыки;
  • найти поддержку и друзей;
  • почувствовать себя способным что-то совершить.

Наставничество как вид волонтерской (добровольческой) деятельности

заключается в том, что:

-это эффективный способ решать сложные проблемы отдельного человека,

общества и окружающей среды. Именно благодаря добровольчеству наставников многие тупиковые ситуации находят выстраданные решения;

-это механизм, с помощью которого люди могут прямо адресовать свои

проблемы тем, кто может их решить;

-это движение с целью добиться большего влияния на собственную жизнь.

Помогая другим, наставники-волонтеры обретают уверенность в своих способностях, обучаются новым навыкам, закладывают новые социальные связи;

-это возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволяют человеку вести здоровую, продуктивную, насыщенную жизнь.

Основные принципы наставничества:

— личностный поход к подростку, реализуемый в формуле: любить,

понимать, принимать, сострадать, помогать;

— системность — необходимость всестороннего анализа проблемы социальной дезадаптации подростка группы риска и применения системы мероприятий, адекватных выявленной проблематике;

— оптимистическая гипотеза — вера в подростка, опора на положительное в нем, формирование деятельностного подхода «сделай себя личностью

сам»;

— объективность подхода к подростку -знание многообразных аспектов жизнедеятельности школьного коллектива и каждой личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности (индивидуальных черт, склонностей, нравственной позиции);

— коммуникативность — способность к быстрому и оперативному общению, налаживанию связей и координации со всеми субъектами социально- психолого-педагогического сопровождения (администрацией школы, педагогами, родителями, врачами, социальными педагогами, психологами, юристами, федеральными и местными властями и другими категориями)

для быстрого нахождения средств социально-педагогической и других

видов помощи ребенку;

— неразглашение информации о ребенке и его семье;

— уважение достоинства и культуры всех народов;

— оказание взаимной помощи, безвозмездные услуги лично, либо организованно в духе партнерства и братства;

— превращение наставничества в элемент личного совершенствования, приобретения новых знаний и навыков, выявления способностей, стимулируя для этого инициативу и творчество людей, давая каждому возможность быть созидателем, а не пользователем;

— стимулирование чувства ответственности.

 

Опубликовано в рубрике